Психологи отмечают, что примерно у 10-15 % детей устойчивые интересы к чему-либо обнаруживаются до 3 лет, а музыкальные и художественные склонности формируются еще раньше – в возрасте до года. Родителям важно как можно раньше определить талант у ребенка, чтобы не упустить время для его развития.
Способности или талант?
Для начала определим разницу между способностями, склонностями и талантом.
Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые указывают на предрасположенность ребенка к определенной деятельности. Однако они вовсе не гарантируют, что ребенок талантлив! Многое зависит и от того, какие врожденные задатки есть у малыша. Врожденными, например, могут быть пластичность и гибкость, что служит отличной базой для формирования способности к художественной гимнастике или танцам. Задатки несут в себе возможность развития склонностей к определенному виду деятельности.
Склонности формируются под воздействием внешней среды, воспитания, интересов родителей и ребенка, и являются первым шагом на пути развития способностей.
Талант, в отличие от способностей, – очень редкая вещь, которой Бог награждает совсем небольшое число людей. Но не стоит расстраиваться, поскольку способности и трудолюбие способны принести их обладателю огромный успех. Важно только вовремя разглядеть способности у крохи.
Определяем талант у ребенка
Существует несколько способов определения творческих, интеллектуальных или спортивных способностей у малышей, мы начнем с самого простого метода – наблюдения.
Наблюдаем. Наблюдая за ребенком, вы можете заметить, что какие-то игры интересуют его больше, чем все остальные. Например, малыш предпочитает музыкальные игрушки мячикам и качелям, или его больше всего увлекают конструкторы, пирамидки, кубики или он отдает предпочтение рисованию.
Прислушиваемся. Составить мнение о склонностях крохи к той или иной деятельности можно и по тем вопросам, которые он задает взрослым. Если он спрашивает, в основном, как устроен тот или иной предмет, пытается его разобрать, ищет похожие по форме предметы среди своих игрушек, то можно говорить о склонности к логике и техническим наукам. Музыкальные способности диагностировать тоже достаточно просто. Косвенно о них можно судить еще до года. Если младенец затихает при звуках музыки, начинает улыбаться и активно гулить – значит, можно говорить о его интересе и, возможно, способностях к музыке. В более позднем возрасте музыкальные способности можно диагностировать с помощью соответствующих игрушек. Все родители, наверное, видели, какой огромный ассортимент музыкальных игр представлен в детских магазинах. Попробуйте купить ребенку одну из таких игр и посмотрите (вернее, послушайте), будет ли он проявлять к ней интерес: определять мелодии на слух, пытаться сыграть что-то подобное на детском пианино.
Ведем дневник. Очень полезно также вести дневник развития ребенка. Записывайте, чем малыш занимался в течение дня, каких успехов достиг. Проводите с ребенком тесты для детей, обязательно записывайте результаты. Анализируя свои записи, возможно, вы заметите, к чему больше всего интереса проявляет ваш ребенок. Кроме того, эти записи позволят сохранить в памяти хронологию развития малыша.
Профессионалы советуют
Многие центры раннего развития предлагают родителям, желающим определить творческий и интеллектуальный потенциал малыша, такой способ, как лонгетюдное, то есть долговременное наблюдение за ребенком. Оно проводится для того, чтобы проследить развитие способностей крохи в динамике, и может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Родителям дают анкету и опросник, который они заполняют с определенной периодичностью, а специалист в центре раннего развития интерпретирует полученные результаты и пишет свое заключение об интеллектуальных и творческих способностях малыша. Чаще всего этот метод определения способностей используется в сочетании с тестированием.
Знаете ли Вы, что…
На развитие способностей ребенка влияет цвет детской комнаты
Впрочем, каков бы ни был результат, очень важна вера родителей в то, что их малыш самый способный!
Уж точно не надо ребенка насильно заставлять. Сперва надо определить, к чему у него наклонности.
Да, талант это хорошо, а также очень хорошо правильно определить какой именно талант и дать право ребенку развиваться в том направлении, куда он хочет сам, а не насильно запихнуть его на танцы, потому что мамочке это очень нравится.
Спасибо за статью. Очень интересно и познавательно.
Отличный материал, спасибо!
Спасибо! Очень актуальная тема для меня.